— Ошо, я не совсем понимаю разницу между личностью и индивидуальностью. Остается ли что-нибудь от индивидуальности, если из нее вычеркнуть личность?
— Индивидуальность — ваша сущность. Вы приходите с ней, вы рождаетесь с ней. Личность заимствована. Она придана вам обществом. Она подобна одежде, тонкой одежде.
Ребенок рождается голым; мы прячем его наготу — даем ему одежду. Ребенок рождается с сущностью, индивидуальностью; это мы тоже прячем, потому что обнаженная индивидуальность бунтующая и непокорная.
Индивидуальность индивидуальна. Личность не индивидуальна, она социальна. Общество хочет видеть вас личностями, а не индивидуальностями. Потому что ваши индивидуальности вызовут конфликт. Общество прячет ваши индивидуальности и выдает вам личности.
Личность — нечто приобретенное, заученное. Слово «личность» происходит от слова «личина». В греческой драме актеры носили маски, скрывающие их подлинные лица и показывающие некие другие. От «личины» происходит слово «личность». Это лицо, которое вы носите, это не ваше подлинное лицо.
Когда исчезает личность, не бойтесь. Теперь впервые вы становитесь самим собой. Впервые вы становитесь настоящим. Впервые вы достигли сущности. Сущность в Индии называется атма, душа.
«Я» — центр личности, Бог — центр сущности. Вот почему со всех сторон говорят, что «Я» должно быть отброшено. Потому что вы должны знать, что вы есть, а не то, чего от вас ждут.
Личность ложна; это величайшая ложь. Все общество опирается на личность. Государство, церковь, организации, нормы поведения — это все ложь. Западная психология слишком много внимания уделяет личности. Вот почему западная психология — психология, основанная на главной лжи.
На Востоке мы думаем о сущности, а не о личности. То, что вы несете в себе, составляет вашу природу — свабхава, составляет вашу внутреннюю сущность — это следует познать. И это должно жить.
Личность — то, чем вы не являетесь, но пытаетесь казаться. Личность — то, чем для удобства пользуетесь, вращаясь в обществе.
Вы вышли утром погулять, вы гуляете. Кто-то проходит мимо. Вы улыбаетесь. Эта улыбка может идти от сущности или от личности. Улыбка может на самом деле быть сутью, радостью видеть этого человека, видя Бога в этом человеке, видя сердце, любовь, то, лишенное формы, что воплотилось в этом человеке.
Вот почему в Индии мы не говорим фраз типа «доброе утро». Они мало что значат. Мы говорим: «Рам, Рам…» Мы приветствуем друг друга именем Божьим. Этот символический акт означает: «Я вижу Раму в тебе. Приветствую тебя. Я счастлив, благословен тем, что ты прошел мимо». Если это идет от сущности, то улыбка заполняет все ваше существо. Вы чувствуете глубокую удовлетворенность. Вы чувствуете себя благословенным оттого, что этот человек прошел мимо. Человек прошел, а благословение осталось и длится вокруг вас, как тонкий аромат.
А можно просто сказать: «Доброе утро», потому что этот человек богат и влиятелен, или может быть делягой, или опасен. Попробуй с ним не поздоровайся! Вот вы здороваетесь и улыбаетесь. Вы надеваете улыбку на лицо. Это личина, это личность.
Вы должны наблюдать каждый свой поступок. Это трудно, но это нужно. Другого пути нет. В каждом поступке вы должны увидеть, откуда он идет. От личности или от сущности? Если от сущности, то сущность растет, потому что вы даете сущности возможность проявиться, выразить себя. Если от личности, то личность становится тверже, тверже и тверже и со временем полностью задушит сущность.
Наблюдайте. Напоминайте себе снова и снова: «Откуда?»
Личность — это попытка обмануть. Сущность — попытка проявить себя; что бы там ни было — это есть. Пусть будет обнаружено, открыто, доступно.
Старайтесь жить от сущности, и вы станете религиозным.
Старайтесь жить от личности, и вы станете нерелигиозным так, что дальше некуда.
Для меня религия не означает ритуал. Это не значит ходить в храм или церковь. Это не означает ежедневное чтение Библии или Гиты, нет. Религия означает жить от сущности, быть подлинным, истинным.
Учтите, как бы вы ни лгали, лгать нельзя: ложь есть ложь. Где-то про себя вы знаете, что это ложь. Можно делать вид, что не знаете, но раз есть притворство, оно обнаружит себя. Нельзя обмануть другого: всякий, у кого есть глаза, понимание и ум, все поймет.
Женщина судилась с Муллой Насреддином. Она утверждала, что ее ребенок — от Насреддина. Мулла яростно отрицал это в суде. Наконец, судья спросил: «Скажи только одно: спал ты с этой женщиной, Насреддин?» Насреддин ответил: «Нет, ваша милость, не сомкнул глаз».
Ваша ложь очевидна, потому что у правды есть способ выйти наружу. Под конец правда становится известной, а вы всю жизнь потратили на ложь.
Не теряйте ни минуты. Время, потерянное на ложь, потеряно окончательно. А от лжи еще никто не стал счастливым — это невозможно. Ложь может дать только видимость счастья, она не может дать подлинного счастья.
Подлинное счастье — часть истины. В индуизме Бога называют благодать — сатчитананд, Ананд, благодать, — это последняя, сокровенная сердцевина.
Будьте истинны, и благодать почиет на вас. Будьте подлинны — будете счастливы. И это счастье будет беспричинно — просто часть вашей правдивости.
Счастье — проявление правды. Там, где правда, действует счастье. Где нет правды, счастье перестает литься, и действует несчастье.
Не бойтесь. Вы говорите: «Я не совсем понимаю разницу между личностью и индивидуальностью. Останется ли что-нибудь от индивидуальности, если из нее исключить «Я»?»
На самом деле из-за «Я» ничего не остается от индивидуальности. Когда «Я» ушло, индивидуальность возникает во всей своей кристальной чистоте; прозрачная, мудрая, лучезарная, счастливая, живая, вибрирующая в неведомом ритме. Этот неведомый ритм — Бог. Это песня, слышимая в глубочайшей сердцевине вашего существа. Это танец, лишенный формы. Но услышать можно только касание ступней. Все подлинное возникает только тогда, когда «я» уходит. «Я» — обманщик, подмена. Когда «я» уходит, вы остаетесь. Когда «я» здесь, вы только думаете, что вы есть; вас нет.